По праву являясь одним из самых успешных художников советского периода, а также современного искусства, самым «дорогим» русским живописцем, отцом московского концептуализма, «королем» жанра «тотальной инсталляции», почетным членом Российской академии художеств, пресловутый Илья Кабаков недавно отметил свой 85-летний юбилей. И, не правда ли, с очень завидным списком регалий и заслуг он подошел к этой дате. И что немало любопытно, на сегодняшний день три государства — Россия, Украина и США борются за право называть патриарха московского концептуализма «своим» художником.
Как все начиналось…
Илья Кабаков родился в обычной советской семье в довоенный 1933 год в городе Днепропетровске, что на Украине. Его родители были евреями, а по социальному статусу – отец был слесарем, а мать работала бухгалтером. Детство Ильи пришлось на тяжкие годы Отечественной войны, вначале которой им с матерью довелось эвакуироваться в Самарканд. Именно туда по стечению обстоятельств был эвакуирован из Ленинграда Художественный Институт имени Репина. И мальчик, имея неплохие способности к рисованию, поступил в художественную школу, открытую при этом учебном заведении. А когда война закончилась, Илья попал в Москву, где и оканчивал школу, а затем и Суриковку. Там он получил профессию иллюстратора, которая и стала его путевкой в мир большого искусства.
После института в 1957 году устроился в детское издательство художником. И около тридцати лет Кабаков посвятил свое творчество оформлению детской литературы, в том числе и журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». В это время как раз и формировался художественный вкус и стиль будущего концептуалиста .
Невзирая на то, что профессию иллюстратора, художник считал довольно неинтересной и скучной, ему удалось создать свой уникальный авторский почерк, что ярко отразилось на неповторимости и запоминающемся образе советской детской книги. Именно она стала для Ильи отдушиной и миром фантазий, куда он сбегал от вопиющей советской действительности и идеологических штампов. Художник постоянно пытался отвлечься от реальности, однако именно из нее он черпал самое необходимое — и темы для творчества, и вдохновение. В то время Илья, как ни пытался сблизиться с советским художественным миром – ничего не вышло.
Позже этот факт своей биографии Кабаков оправдывал как единственным способом выживания. Но, справедливости ради нужно сказать, что гонорары от такого рода деятельности были весьма внушительны. Так, на гонорар за работу над иллюстрациями к книжке «Дом, который построил Джек», художник смог приобрести небольшую мастерскую на Сретенке. Именно эту мастерскую в прошлом году он передал в дар Третьяковке, и там уже начали экспонировать некоторые работы мастера. А в те в далекие годы эта маленькая мастерская была пристанищем художника-концептуалиста, где он занимался свободным творчеством.
Во второй половине 60–х Илья Кабаков начал активно принимать участие в диссидентских художественных выставках в самом Союзе и за границей как самостоятельный художник. Именно в то время у мастера первые возникла идея создания инсталляций и написания «заборной живописи». А еще он стал новатором, нанося на рисунки различные авторские тексты. Этот прием мастер часто использовал в картинах, создаваемых в 70-х годах.
Первую свою инсталляцию он создал в той самой маленькой мастерской на Сретенке. И чтобы продемонстрировать ее художнику каждый раз приходилось ее собирать заново. Именно этому новаторскому творчеству были посвящены все последующие годы, которые прожил художник в России. Основной тематикой для своих многочисленных инсталляций, являющихся небольшим уголком придуманного или реального мира, созданного в стенах выставочных залов, художник избрал неуютный и унизительный быт коммуналок советского времени, где проживала немалая часть городского населения страны. А в качестве материала использовалось буквально все, что попадалось под руки, даже мусор.
В средине 80-х Илья Иосифович создал одно из своих самых нашумевших произведений в этом жанре — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», ярко продемонстрировав быт простого советского человека, всеми силами стремящегося вырваться из суровых реалий жизни.
В 1989 год оказался поворотным в жизни художника-концептуалиста, ему посчастливилось получить стипендию немецкого фонда DAAD и выехать в Германию. С того времени в России Кабаков больше не работал. Немало художнику повезло и с третьей женой, которую встретил за границей в том же году. Дальняя родственница, и как оказалось, родственная душа — Эмилия Леках в одночасье стала его супругой, менеджером, бухгалтером и пиарщиком.
Она заботилась о карьере мужа и всеми пригодными способами пыталась сделать его востребованным в Америке, куда они вскоре выехали. И нужно отметить, что это ей удавалось с большим успехом. Эмилия даже в кризис смогла так пропиарить творчество мужа, что все вокруг решили: Кабаков – это очень выгодная инвестиция.
Больше того, в скором времени Эмилия стала соавтором Ильи Иосифовича и, начиная с 90-х, их совместные проекты приобрели крупномасштабную и при этом успешную коммерческую направленность. Так как, живя в Америке, Кабаков начал сооружать свои инсталляции в натуральную величину. К примеру, среди его работ можно увидеть жизнь человека, живущего в шкафу, и многое другое из советского прошлого.
Так, особое место в творчестве мастера заняла его тотальная инсталляция «Туалет», которую они вместе с супругой достоверно воспроизвели на Венецианском биеннале в 1992 году. Инсталляция представляла собой взгляд в убогое прошлое из благополучного настоящего, а именно помещение с отсеками «М» и «Ж» с дырами для испражнений, отгороженные перегородками. Внутри, так называемого туалета, художник соорудил малогабаритную квартиру советского времени.
В 2000-х популярность четы Кабаковых возросла в разы. Их инсталляции все чаще и чаще стали экспонировать в России. А на мировом арт-рынке Илья Кабаков считается самым «дорогим» современным русским мастером живописи. Его картины «Жук» (The beetie) и «Номер люкс» (La chambre de luxe) ушли с молотка на арт-торгах Phillips в Лондоне за $5,8 млн и $4,1 млн.
Сейчас супруги Кабаковы продолжают совместно создавать огромные инсталляции в собственных художественных галереях в США, получая для их создания немалые спонсорские деньги. Эмилия по-прежнему ведет все переговоры, управляет всеми делами мужа, а в последние годы отвечает на все вопросы журналистов, давая интервью.
Автор: Людмила Журавлева.
[adsense1]