В наши дни сложно представить проходящие ретроспективы российского современного искусства без творческих работ Константина Звездочетова, известного московского художника. Этот автор весёлых больших картин, похожих на комиксы, внедривший в «суровое тело концептуализма яркую и бесшабашную уличную культуру и рок-н-рольный драйв», произвел немалый фурор в искусстве России, начиная с 80-х годов прошлого века.
Конец 70-х – начало 80-х годов были переломными не только в жизни страны. Тогда искусство постепенно прорвалось сквозь завесу догм соцреализма и начало выходить на новый виток своего развития. В одночасье на арену российского изобразительного искусства вышло множество новых лиц, групп и течений. Одной из них была группа «Мухоморы», созданная молодыми и активными начинающими московскими художниками, у истоков которой и стоял Константин Звездочетов.
Эта группа выступала в качестве «новой волны» и ей довольно успешно приходилось балансировать между двумя противоборствующими сторонами от искусства, в окружении которых оказалась. С одной стороны — представители академизма, с другой — неформалы и их «отцы»-концептуалисты в лице Кабакова и Монастырского, с их острым критическим взглядом на социалистическую действительность.
Искусство же самого Константина Звездочетова было сосредоточено на направлениях далеких от профессионально -художественных — «дилетантизме» и народном творчестве. В своем стремлении противостоять советскому официозу и серьезности концептуализма, Константин начал рисовать комиксы и китчи. Это было по тем временам весьма ново и привлекательно для широкого круга зрителей. Такой вид творчества и придавал особую экзотику «новой волне». Считается, что этот художник свершил все свои великие дела ещё до начала перестройки, оказавшись в нужное время и нужный час на гребне своей судьбоносной волны.
С конца 80-х Звездочетов активно участвует во всевозможных престижных выставках, а также нашумевших международных и российских форумах. Его весёлый художественный язык приобретает красочность и неповторимость, хотя и критики, и сам художник признавали, что ничего личного и индивидуального за его работами не стояло – лишь «бесконечные игры с изобразительными штампами и клише».
Касаясь художественных приемов в творчестве мастера, нужно отметить, что даже будучи на пике популярности и в шаге от провала — он не изменял своим основным принципам. И даже тогда, когда вначале 90-х распался Союз, он сумел удержаться на своем «гребне», в отличие от многих мастеров кисти.
Круто развернув, свой творческий потенциал от проевшихся уже всем комиксов в сторону монстра юмора и сатиры советского времени — карикатуре из журнала «Крокодил», Звездочетов возобновляет актуальность карикатурного жанра и его востребованность. Таким образом, художник сменил «антисоветизм», который совершенно потерял свою актуальность, на «антиэлитарность» и активно стал высмеивать клубную жизнь «золотой молодежи», их низкий уровень интеллекта и прочие нелицеприятные вещи нового времени.
Как вы уже успели заметить, события и герои на картинах Константина Викторовича — это мир невежд, модников и модниц, беспросветных лгунов и алкоголиков, которых художник показывает «во всей красе» и борется с ними с помощью вечного и великого оружия — смеха.
Но что интересно, увидеть отношение самого художника к своим персонажам, которые юлят, врут, изворачиваются, бездельничают — совсем не просто. Он принципиально никогда не сопровождает свои изображения полным объяснением и никогда не ставит точку. Это всегда какие-то фрагменты и отдельные сцены, весьма узнаваемые в реальной жизни. Каждый зритель вправе самостоятельно домыслить, пофантазировать, осудить, пожалеть или же посмеяться над происходящим.
И, наконец, хотелось бы отметить, что Константин Звездочётов на протяжении всей своей звездной творческой карьеры — как и в ранние годы, так и в поздний период, неизменно сохранял верность этим своим героям, далеким от интеллекта и просветительских идей.
Креативность идей, новаторство, смелый взгляд на реалии жизни через призму жанра карикатуры и творческий подход к злободневным темам подогревали интерес к личности художника у публики и у критики, в том числе, на протяжении последних десятилетий. На первый взгляд кажущаяся несерьезность творчества этого художника отмечена редким глубинным смыслом, широким диапазоном и последовательностью изложения идей.
В последние годы, несмотря на большую популярность и востребованность, Константин Викторович не очень любит организовывать и проводить персональные выставки. Нынче он часто заявляет в интервью, что делает работу над ошибками и мечтает со временем стать писателем. Сменить, что называется кисть художника на перо сатирика.
Автор: Людмила Журавлева.