Многие из нас не знакомы с творчеством художников России, последней четверти 20 века, которые мгновенно отреагировали на послабление цензуры, коснувшейся искусства в 70-80-х годах. На полотнах мастеров, пришедших на смену соцреалистам, начало проявляться нечто провокационное, шокирующее и критику, и публику, и власть. Среди таких новаторов и была московская художница семидесятница Наталья Нестерова.
То, что в «культовые годы» находилось за гранью дозволенного, быстро проросло и начало развиваться. Художники духовно раскрепостились, из их творчества ушли в небытие и парадный стиль, и героика соцреализма, а на арену вышла проза жизни, без прикрас и пафоса. Так, в произведениях некоторых мастеров на первый план вышел критический реализм, у других — гротеск и фантастические видения. Были такие, которые начали писать в стиле карнавализма. Среди новой плеяды творцов особое место заняла и Наталья Нестерова – ведущий мастер русской живописи 70-х годов, а позже ставшая Заслуженной художницей Российской Федерации, академиком живописи и профессором.
Немного о художнице и ее творчестве
Наталья родилась в семье архитекторов в 1944 году. И сколько себя помнит художница – она всю жизнь рисует. Первый автопортрет изобразила, когда ей едва исполнилось три года. А главным своим учителем и наставником она считает своего деда – известного художника Николая Ивановича Нестерова, входившего в творческое объединение художников «Голубая роза». Когда девочке исполнилось семь — деда не стало, а те задатки, которые он успел заложить в творческий потенциал внучки, стали ее базой в творческом развитии.
Наташа окончила среднюю художественную школу, училась в институте им. Сурикова, в 1969 году стала членом союза художников. Популярность приобрела среди российской интеллигенции в период застоя. И за время ее становления как мастера живописи получила все возможные в России премии. Художница с 1984 года с огромным успехом начала экспонировать свои работы на Западе.
Так же как и многие мастера 70-х, Нестерова взяла на вооружение технику примитивизма, и «наивного искусства», с их характерными изобразительными средствами. Тематику также избрала простую и понятную для всех: праздничные события, гулянья, отдых, игры и прогулки. Упрощение и примитивизм в создании образов позволило создать Нестеровой целый мир фигуративной живописи, в центре которого находится изображение человека, не имеющего ничего общего с натурой.
Все герои художницы будто всплывают из глубин ее памяти и воображения и, как правило, скрывают истинные свои лица: то ли под масками, то ли за предметами, или же вообще повернутые к зрителю спиной. А их фигуры, застывшие в искусственных позах, выглядят будто манекены. Недосказанность, приглашение зрителя к домыслам и размышлениям – в этом философия всех работ Нестеровой.
Она также мастерски использует средства примитивной живописи – и чистую локальную цветовую гамму, и графические приемы, и простое композиционное строение, и сочетание фактурных и гладких мазков. Такая неординарная техника и является ее авторским почерком. И к тому же на таком экспрессивном живописном языке художница доносит до зрителя не только незатейливые истории, а и свое отношение к происходящему, зачастую ироническое.
Многие критики ее манеру живописи называют брутальной, наполненной сатирическим пафосом, и в этом есть большая доля истины. Нестерова, невзирая на свой мягкий характер, одна из немногих, сумевших сломать стереотипы и штампы советской действительности в живописи и создать ироничные пародии на действительность тех лет.
Наталью Игоревну также по праву считают мастером метафоры, создающей целые театрализованные постановки, разыгрываемые героями картин, будто актерами из театра абсурда: у каждого персонажа своя роль, своя маска. И внимательно присмотревшись к полотнам художницы можно увидеть апокалипсис нынешнего времени.
В особенности это проявилось в произведениях с библейским подтекстом. В последние годы Наталья Игоревна работает именно в этом направлении. «Тайная вечеря» — вечный сюжет, к которому веками обращались великие гении, Нестерова трактовала в своем видении, скрыв истинные лица своих героев и отразив сложный мир человеческих отношений.
Ныне Наталья Нестерова живет и работает то в Париже, то в Нью-Йорке, то в Москве. И на сегодняшний день художница является Академиком Российской Академии художеств, Заслуженным художником России, профессором, а также обладательницей Почетной золотой медали Российской Академией художеств.
За свою творческую 50-летнюю карьеру она была участницей более чем шестидесяти персональных и групповых отечественных и зарубежных выставок. На ее счету около 2000 картин, которые высоко котируются на мировом рынке. Ее лучшие работы уходят с молотка по ценам, исчисляемым не одной сотней долларов. Большая часть наследия современной художницы представлена в галереях Америки и Франции, а также в ведущих музеях России. Хранятся работы Нестеровой также во многих крупных корпоративных и частных коллекциях современного искусства.
Автор: Людмила Журавлева.