Творческая деятельность многих художников-неформалов в 70-е отличалась интеллектуальностью, многозначностью, эрудицией, иронией, гротеском, метафоричностью и театральностью. Именно в то легендарное время московская художница Ольга Булгакова начинала свою карьеру живописца. И было вполне закономерным, что дочь известных мастеров живописи Василия и Матильды Булгаковых избрала для себя такое направление.
Творческие работы Булгаковой всегда были зеркальным отражением ее индивидуальной философии и богатого внутреннего мира. Она, мастерски сочетая элементы символизма и сюрреализма, театральности и абсурда, строила свои живописные работы на крайностях, поражающих воображение зрителей, можно даже сказать, что слегка шокирующих и заставляющих трактовать увиденное по-своему.
В 1970-80-х годах художница Булгакова работала над циклом картин, посвященных А.С. Пушкину и Н.В. Гоголю. Ее трактовка образов и событий, связанных с именами великих творцов слова, впечатляла и восхищала публику не менее чем театрализованные живописные сюжеты.
Однако легендарные 70-е канули в историю и многие неформальные художники стали перед выбором: следовать далее, оставаясь верными себе и, потеряв свою аудиторию, зайти в тупик,… или же кардинально менять свою творческую направленность в поисках новых горизонтов.
В постперестроечные времена кардинально изменились и вкусы зрителей: театральщиной и фантасмагорией уже было никого не удивить. Публике нужно было «подавать искусство живьем», в режиме настоящего времени, да и к тому же приправленное пикантными острыми ощущениями.
Перед таким выбором в те времена оказалась и Ольга Булгакова. Ей нужно было определиться: продолжать «отдаляться, создавая всё более рафинированное и герметичное искусство», или же искать новые возможности и путь к зрителю.
Отказаться в один миг от своих взглядов и творческих наработок художнику всегда сложно, поэтому Булгакова вначале 90-х в своих работах продолжала «конструировать мир, используя некий пластический код в цвете, свете, пространстве, в соотношении объемов, метафоричности». В каждое свое творение, она, как и прежде вкладывала едва уловимый подтекст и тайный смысл. А фантасмагория образов-символов в виде черных птиц, занавеса в порыве ветра, нетронутого холста лишь дополняли изображаемые театрализованные сцены.
Впрочем, и к концу 90-х Ольга еще не готова была отпустить старое, но она уже не могла упустить и новое. Этот период метания и поисков проявился в ее серии работ «Слепые». Персонажи этих картин если и не были слепы, то явно — не контактны: глядя в упор на зрителя, они не видели его. Иногда художница «одевала» своим героям темные очки, чем по-прежнему подчеркивала иносказание, карнавализм и театральщину. А ее фантасмагория, просматривающаяся во всех картинах, по-прежнему воплощалась в образах карликов, странных и таинственных женщин, невиданных зловещих птиц.
Внутренние переосмысление и поиски своего места в искусстве привело к значительным переменам в художественных приемах, технике и стиле Булгаковой лишь в начале 2000-х годов, когда на смену фигуративным элементам пришел беспредметный абстракционизм. Так, в новой серии работ «Архаизмы» зритель уже не видит никакой театрализации и никаких ассоциаций и метафор. На картинах художницы — одно лишь чистое, беспредметное искусство, состоящее из геометрически исчерченного пространства, взятого в различную светосилу цвета.
Параллельно с этим направлением Булгакова создает также серию работ, посвященную архаически-библейским мотивам, в которой сохранился прежний яркий колорит, и вместе с тем появилась миражная субстанция, готовая в любой момент испариться.
Именно в «Библейских эскизах» Ольга Булгакова, совместив абстракционизм, символизм и образность, объединила свои творческие поиски последних двух десятков лет и выплеснула на полотна яркую гамму своих ощущений и переживаний.
В нынешнее же время Булгакова еще больше удивляет своей неординарностью и впечатляет своего зрителя абсолютно иным подходом к художественному восприятию. Если ранее художницей делался упор на аллюзии и коды, то сейчас формообразование находится словно в дремлющем режиме, то есть, образы творений художницы будто погружены в полудрему или легкий сон. От этого и четкость изображения расплывчата и содержимое картин выглядит как мираж.
Созданные образы на основе круга, вписаны Булгаковой в знак Имени. А само имя-символ возникает уже в новом качестве на полотнах художницы. Оно построено на ярком цветовом контрасте – экспрессивно и мощно. И при этом, одновременно являясь вощением конкретного и бесконечного.
Ну, и что тут скажешь — веяние времени всегда требует от мастера внутренних перемен, переосмысления собственного «Я», а также определения своего места в искусстве. И насколько удался этот процесс Ольге Булгаковой – судить зрителю.
Несколько слов из биографии художницы
Ольга Булгакова родилась в 1951 году в Москве в семье художников В.И. и М.М. Булгаковых. С детства, впитывая в себя творческую атмосферу, Оля ни о какой другой профессии для себя и не мечтала. Образование получила в художественной средней школе. Затем был Московский художественный институт и становление художницы как профессионала неформального направления.
Ныне Ольга Васильевна живет и работает в Москве, член союза художников с 1976 года. На протяжении всей творческой карьеры ведет активную выставочную деятельность. Персональные экспозиции и совместные выставки с мужем Александром Ситниковым и дочерью Натальей Ситниковой всегда принимаются зрителями тепло и находят положительные отзывы у критиков.
Автор: Людмила Журавлева.