
Сегодня хотелось бы обратиться к одному из направлений живописного искусства, пришедшему в Россию вначале прошлого века и получившему свое бурное развитие, впрочем, как и довольно быстрый закат. Название ему — «кубофутуризм». Этот стиль, весьма популярный еще столетие тому назад, в наши дни, после долгого забвения, переживает второе рождение. И среди современных продолжателей, воскресивших отечественный кубический авангард, хотелось бы назвать имя начинающего московского художника — Василия Кроткова.
Невзирая на возраст, он считается начинающим художником, который своим творчеством возродил лучшие традиции русского авангардизма начала 20 века и внес свое индивидуальное видение, приемы и авторский почерк в этот интереснейший стиль.

Чёрный пёс Петербург. Кубофутуризм
холст, масло, 70х80, 2016
А теперь обо всем по порядку…
Василий Кротков родился в 1959 году в Москве. Мальчишкой с малолетства увлекался рисованием, а в художественной школе всерьез заинтересовался живописью. Однако, как часто бывает, когда пришло время задуматься о профессии – поступил в столичный экономический ВУЗ, успешно окончил и сделал карьеру.

А потом Василий неожиданно решил испытать судьбу, и уже в зрелом возрасте вернулся к живописи. Кубофутуризм стал именно тем направлением, которое увлекло мастера и выявило в нем огромный творческий потенциал.
Впрочем, не мудрено, что именно таков стиль избрал для себя человек, имеющий аналитический склад ума, дающий возможность просчитывать и траекторию движения преломляющихся лучей, и угол их падения, и количество граней.

… А опыт, приобретенный еще в юные годы в художественной школе, помог создать гармоничный колорит, соотношение цветовой гаммы и ее оттенков. Ибо футуризм в живописи ‒ это не только гармония композиции фигур, а еще и спектр правильно подобранных цветов, что позволяет художнику создавать неповторимость авторского стиля.

Сам художник, рассказывая о том, почему его выбор пал именно на кубофутуризм говорит: «Мне близки по духу теории авангардистов 100-летней давности, в которых они говорили, что человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения.» Наверное, более понятней и не скажешь, говоря об этом направлении в живописи.
И видимо, поэтому так притягивает зрителя творчество московского кубофутуриста, способного заставить в полной мере прочувствовать глубинные основы мироздания. И к тому же донести до своего зрителя через живопись то, что сам он видит третьим глазом, но не видят остальные.

Своим уникальным стилем Василий Кротков охватил почти все живописные жанры, начиная с потрясающих портретов, состоящих как бы из осколков, и заканчивая пейзажными мотивами и сложными натюрмортами, состоящими из самых простых предметов. А иногда художник в своих работах прибегает к стилю фэнтези, который, кстати, весьма органично вписывается в выбранное им направление.

Хотелось бы также отметить, что иногда, глядя на картины многих художников ощущаешь, что они будто останавливают мгновение в режиме «стоп-кадр» и увековечивают его на века. Этого совершенно не скажешь о его творениях Василий Кротков, создает упорядоченный хаос мгновений, готовых измениться в любой миг. Такая динамика, прежде всего, заключается игре света и тени.
А усиливает этот спецэффект уникальный прием кубофутуризма — разложение объемов на геометрические фигуры, их деформацию и умножение контуров, что и придает композиции удивительную динамику движения.

Метаморфозы. ААА. Пост-кубофутуризм
холст, масло, 70х80, 2018
Еще не менее значимым приемом есть то, что изображая предметы в четвертом измерении, то есть во времени, авангардист мастерски использует источник света, исходящий будь- то от самой картинной плоскости, или извне. И солнечные лучи, преломляясь через грани предметов, дают потрясающий эффект светотени.
И как отмечает сам художник, его стиль в котором он создает свою живопись, наиболее ярко подчеркивает на полотнах границы между светом и тьмой.

Ну и наконец, еще одной особенной чертой авторского почерка современного авангардиста есть то, что с точки зрения композиции его картины иногда сложны к восприятию. И это происходит от того, что художник зачастую не указывает основную точку обзора, то есть точку зрения. Этим приемом он добивается того, что зритель чувствует себя не сторонним наблюдателем, а как бы помещенным вглубь самой картины. Такой спецэффект, весьма оригинален и выделяет автора среди других кубофутуристов нашего времени.
На сегодняшний день за плечами Василия Кроткова несколько групповых и персональных экспозиций в московских галереях; участия в атр-проектах, победы в конкурсах. И это только начало… Художник полон творческих идей и вдохновения, готов к поискам новых горизонтов и открытий.
Автор Людмила Журавлева.