Виктор Пивоваров: Детские «Веселые картинки» и взрослый концептуализм , залог его успешности и популярности в современном искусстве

Posted on
Художник Виктор Пивоваров
Художник Виктор Пивоваров

Зрителя всегда привлекают художники многогранные и неординарные, с их самобытным, иногда непонятным и шокирующим творчеством. Среди таких можно назвать имя концептуалиста Виктора Пивоварова – фигуры в искусстве удивительной и загадочной.  Это художник, сумевший соединить в своем искусстве, казалось бы, несовместимое и никак не пересекающееся: детскую иллюстрацию и взрослый концептуализм, грань между которыми в его творчестве провести иногда сложно.

Концептуализм Пивоварова

Весьма успешный художник советского времени, автор иллюстраций к пятидесяти детским книжкам и двенадцати литературно-художественным альбомам, создатель логотипа всем известного с детства журнала «Веселые картинки» — Виктор Пивоваров вначале 70-х стоял у истоков зарождающегося московского концептуализма. А если быть точнее, то был одной из ключевых фигур новомодного течения.

Для справки: концептуализм с латинского переводится как — мысль, познание. Отсюда и образовалось направление в мировой культуре, передающее художественными средствами окружающий мир, не опираясь на опыт прошлого, а лишь руководствуясь сиюминутными ощущениями. Возникло это течение вначале ХХ века в Америке, быстро перекочевало в Европу, а во второй половине столетия охватило и московские ряды художников, не желающих творить по шаблону соцреализма.

Работы Виктора Пивоварова

И, как известно с истории — ни запреты, ни аресты, ни гонения не могли сломить дух советских художников-неформалов. Они выживали и творили свои произведения всеми правдами и неправдами. И как ни абсурдно это звучит, многие из них даже держались на плаву, благодаря детским издательствам. Иллюстрируя детские книги, некоторые даже очень преуспевали — к примеру, за оформление книги «Дом, который построил Джек» Илье Кабакову был выдан гонорар, позволивший ему построить студию на Сретенском бульваре.  К слову, в те времена работа художников-иллюстраторов оценивалась по трудоемкости, потому так много деталировки и персонажей присутствовало в их иллюстрациях.

Журнал Веселые Картинки

Виктор Пивоваров (1937 г.р.), окончив в 1962 году Московский полиграфический институт, начинал с иллюстрирования стихов и сказок своей супруги Ирины, позже иллюстрировал ее « взрослую» лирику. А благодаря Илье Кабакову, в конце 60-х получил в Москве мастерскую и начал заниматься творчеством, а также параллельно устроился в журнал «Веселые картинки», где проработал более десятка лет. Именно Виктор Дмитриевич в 1979 создал пресловутый логотип из человечков на обложку журнала. Многие из нас, рожденных в то время, помнят это занимательное красочное издание.

Свой же творческий путь в концептуализме Виктор Пивоваров начал в конце 60-х, когда ему было уже за тридцать. Именно тогда он начал писать свои первые неформальные картины, вдохновляясь на творчество работами Магритта, Шагала, Миро, Пикассо.

Виктор Пивоваров

Скажете, откуда у простого художника страны советов были такие познания и доступ к информации об западном современном искусстве. Да все оказалось проще простого. «Железный занавес», который должен был ограждать советских граждан от западно-европейской идеологии и влияния всего чуждого, оказался дырявым, потому как был, сделан, как и все остальное — по-советски. В нем было множество щелей, одна из которых – Библиотека иностранной литературы. Вот ее то и посещал частенько художник, и именно там он познавал мир современного мирового искусства через всевозможные альбомы с репродукциями картин сюрреалистов, модернистов, абстракционистов и художников других новомодных течений.

Самым близким по духу художнику-неформалу оказался Рене Магрит, с его темой одиночества, что очень было близко по мироощущению и начинающему концептуалисту.

Концептуализм Виктора Пивоварова

Вот так целых пятнадцать лет Виктор Пивоваров с упоением работал над заказами детских издательств. И для советского режима был успешным иллюстратором детской литературы — «Веселых картинок» и «Мурзилки», оформителем детских стихов Ирины Пивоваровой  —  первой жены. Ну, а в мастерской тайно творил свою живопись,  о которой до 1977 года даже не подозревали городские власти, в том числе и московский зритель.

Интересен тот факт, что Пивоваров относил себя к художникам «неформального искусства»,  и фактически был лидером этого движения. Однако при этом его имя нигде и никогда не фигурировало в сводках о художественных протестах ни 60-е ни в 70-е годы. Он, как и пресловутый Илья Кабаков, очень аккуратно, не совершая идеологических ошибок и промахов, прошел 20-летнюю полосу препятствий, созданную советским режимом по отношению к  художникам-неформалам. К тому же предусмотрительный Виктор Дмитриевич на протяжении многих лет не принимал участие ни в единой даже разрешенной властями выставке, где экспонировались работы неофициальных художников — вплоть до 1977 года.

Виктор Пивоваров

А в 1982 году Пивоваров эмигрировал в Чехословакию и поселился в Праге, у своей второй супруги — Милены Славицкой, с которой познакомился в Москве. Художник был вынужден распрощаться с детской книжной иллюстрацией навсегда.  В Праге он проживает и поныне и продолжает работать в своем концептуальном направлении радикального романтизма, создавая свой мистический мир.

Виктор Пивоваров

В стремлении показать абсурдность этого мира в минималистической форме, художник,  как и прежде, задействует ярко выраженные идеи концептуализма. Этот прием, используемый автором,  в его работах зачастую повествователен – нерративен.  Да и вообще концептуализм Пивоварова располагает зрителя не на эмоциональное восприятие, а на интеллектуальное,  философское и говорит само за себя.

Картины Виктора Пивоварова

И, наконец, хотелось бы отметить — на сегодняшний день Виктор Пивоваров входит в топ-100 самых дорогих русских художников неофициального искусства. Его работы уже достаточно высоко оценены на арт-рынке, и это только — старт.

А еще множество творений художника хранятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Пражской национальной галерее, а также других ведущих музеях мира и в частных коллекциях.

Автор: Людмила Журавлева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.