Как правило, всегда искренне удивляют и потрясают творения художников, пришедших в искусство своим путем, то есть не получивших должного образования и не имевших в своем роду творческих предков. О таких в народе говорят – «самородки». Их искусство бывает насколько неожиданно и неординарно, что иногда даешься диву. Среди тех, кто «сделал себя сам» и добыл славу своим героям картин — Владимир Овчинников – художник-самоучка, стоявший у истоков ленинградского авангарда 60-х годов.
Начиная с 1964 года, когда была организована и проведена нашумевшая «выставка такелажников» в Эрмитаже, Овчинников громко вошел в историю русского новаторского искусства. И именно с тех самых пор ни одна выставка неформалов, проходящая в городе на Неве, на протяжении более сорока лет не обходилась без его участия.
А начиналось все так…
Владимир Овчинников (1941-2015) родился в Пермской области. Сразу же после войны его семья вернулась в свой дом, стоявший в пригороде Ленинграда. Из воспоминаний детства Володе глубоко в память врезались походы с мамой в Эрмитаж. Особенно привлекал мальчишку Рыцарский зал и зал первобытного искусства. Еще тогда, будучи маленьким мальчиком, все свои впечатления и наблюдения он начал с помощью карандаша и красок переносить на бумагу. А как только он понял, что с помощью этих нехитрых материалов и инструментов можно «обрести свой язык», то всерьез занялся самообразованием.
Действительно, талант у парня был налицо. Однако его настолько отталкивал в изобразительном искусстве соцреализм, так пропагандируемый и культивируемый в те послевоенные годы, что он даже представить себя не мог в качестве студента какого-либо советского художественного образовательного учреждения. Сам художник объяснял этот факт «генетическим неприятием» основ социалистического реализма как таковых.
Устроившись на работу в Кировский театр помощником маляра-декоратора, а позже в хозчасть Эрмитажа, Овчинников постепенно стал приобщаться к большому искусству и самостоятельно постигать азы живописи. Через книги и собственное восприятие мира, а также путем поиска индивидуальной живописной техники молодой художник нашел свой стиль и создал авторский почерк, который и стал его визитной карточкой.
И что интересно, результаты не заставили себя долго ждать – пусть даже не совсем такие, которых бы хотелось достигнуть молодому автору. Первую скандальную известность Овчинникову принесли работы, в которых он совместил воедино реалии современного бытия и сюжеты из мифических повествований. Такое новшество не могло остаться незамеченным. И, соответственно, было воспринято советскими властями как недовольство существующим режимом, что и определило его место в художественном андеграунде.
Но этот факт никак не повлиял на молодого живописца и кистей из рук он не выпустил. Даже наоборот, вначале 1964 года он выступает инициатором выставки художников-неформалов в стенах Эрмитажа, кстати, также работающих при хозчасти.
И в конце марта экспозиция в галерее Растрелли – состоялась. На ней были представлены на всеобщее обозрение картины шестерых «такелажников»: Михаила Шемякина, Эдуарда Зеленина, Олега Лягачева, Владимира Овчинникова, Валерия Кравченко и поэта Владимира Уфлянда. И мгновенная жесткая реакция властей на выставку не заставила себя долго ждать. Уже на утро следующего дня, к Эрмитажу подъехали черные «Волги» с представителями властей города. И как следствие — против молодых художников начались серьезные репрессии. Их обвиняли в антисоветской пропаганде и аморальности.
Впоследствии это нашумевшее мероприятие назовут «Выставкой такелажников». Ну а художник к началу 1970-х приобретет колоссальный опыт, разработает новый уникальный стиль, объединяющий соцарт и иронический примитивизм; и спустя некоторое время, снова станет инициатором проведения выставок «неофициального искусства».
Но в отличие от московской «Бульдозерной выставки», которая была уничтожена буквально в считанные минуты, экспозиции авангардистов в Ленинграде в 1974-75 году уже не были восприняты властями так враждебно. Ленинградцы смогли без каких-либо потрясений созерцать картины художников-новаторов, которые были очень далеки от догм соцреализма. И, думаю, не стоит говорить о том, какой ажиотаж в те далекие годы вызвало это событие в широких кругах общественности города.
Картины же самого Овчинникова привлекали зрителей соединением на единой картинной плоскости элементов соцарта и сюрреализма, заключенного в абсурдные сюжеты. Художник объединил во времени неожиданные ассоциации прошлого и настоящего, добавил нотки юмора, граничащего с сатирой, и это все оправил в колоритный авангард.
Времена изменились, и в средине 80-х работы Владимира Афанасьевича с большим успехом экспонировалась по галереям российских городов и по странам дальнего и ближнего зарубежья. А в 2005 году указом президента страны живописец был удостоен звания Заслуженного художника России. Не правда ли — достойная награда человеку, который сам проложил себе дорогу, и который сам смог себя реализовать в творчестве.
И наконец, хотелось бы привести цитату из интервью, заведующего отделом новейших художественных течений Государственного Русского музея Александра Боровиковского, который как нельзя лучше охарактеризовал творчество мастера-самоучки и его самого как человека: «…К Овчинникову быстро привыкли. Его плотные граненые человечки с металлическим, малевическим, цветовым разрешением, буквально “входили в каждый дом… К Овчинникову привыкли настолько, что воспринимали его присутствие в нашем искусстве как должное: особенно не интересовались, как он живет, чем мучается… Овчинников никогда не переводил разговор на себя, не говоря уже о самопрезентации: никакого пиара, никакой массмедийной шумихи. Овчинников был уверен: его герои говорят сами за себя, только ленивый не поймет, что с ними происходит. А ничего особенно хорошего с ними не происходило: человечные и независимые обитатели чуждого им советского мира, — ангелы, бомжи, инвалиды, мечтатели-аутсайдеры, они и в новые времена ощущали себя во все более жесткой и отчужденной реальности».
К сожалению, три года назад художника не стало, на 74 году жизни перестало биться его сердце. Но человечки Владимира Афанасьевича Овчинникова продолжают жить своей жизнью, привлекая внимание новых зрителей и почитателей авангардного искусства России. И на сегодняшний день картины знаменитого на весь мир мастера вошли в частные коллекции, а также хранятся в крупных музеях России и галереях мира.
Автор: Людмила Журавлева.