В этом году мировая общественность будет отмечать 80-летний юбилей московского художника-неформала шестидесятника Вячеслава Калинина, стоявшего у истоков фантасмагорического московского гротеска. Художники-неформалы во все времена привлекали зрителя неординарным видением мира и уникальной передачей его в художественных образах, поэтому их выставки, как и все, что с ними самими связано, зачастую вызывает немалый фурор в обществе.
Особенно стремительно неформальное искусство вошло жизнь России в 60-х годах прошлого века, чем вызвало немалый ажиотаж среди обычной публики и паническое замешательство в правящих кругах. Долгое время неформалы были под запретом властей и строго преследовались законом. Среди таких мастеров и был Вячеслав Калинин.
Практически все холсты этого художника, написанные на протяжении творческой карьеры, являются звеньями одной цепи. И как утверждает сам живописец: «Он всю жизнь пишет одну огромную картину под названием «Моя автобиография». И на ней вот уже сколько лет он разыгрывает целый спектакль в стиле бурлеска с множеством актов и большим количеством актеров. Сюжет этой истории закручен художником вокруг картежников и выпивох-собутыльников, полуобнаженных девиц свободного поведения и хулиганья, людей искусства и самого автора. Иногда его образ отстранено присутствует в этих городских вакханалиях, но чаще художник играет главную роль в своем представлении.
Эмоционально окрашенные полотна художника вряд ли кого могли бы оставить равнодушным. Действующие лица Калининского спектакля полны энергии и куража: страстные поцелуи, драки, азартные игры, пьянки – это то, чем была наполнена жизнь москвичей в шестидесятых. Очень интересны и декорации, то есть фон происходящего – крыши домов, переплетаются с облаками, купола церквей с заводскими трубами. Вся окружающая среда будто вовлечена в повседневную круговерть жизни. И такой ералаш в полной мере отражает жизнь разношерстного московского общества старой Москвы, которую мастер до беспамятства боготворит и поныне.
Из акта в акт этого импровизированного спектакля переходят пресловутые сатирические персонажи и музыкальные инструменты, игральные карты и русская рулетка, маски и шутовские колпаки. Стиль карнавализма, однажды полюбившийся мастером, так и остался основой его творчества и по сей день. Однако за видимым разгулом страстей главных персонажей явно проглядывается щемящая тоска автора.
Художник своих героев, словно «безумных марионеток», отпускает с цепей во все мирские соблазны. И поэтому за напускной веселостью на празднике жизни во взглядах персонажей читается дикая отчаянная безысходность. Московская трагикомедия, которую на протяжении всей жизни Калинин пытался донести до своего зрителя, автор ассоциирует с обреченностью.
Немного фактов из жизни художника
Часто говорят, чтобы понять художника и его творчество, нужно хоть немного узнать о нем самом: об его жизненных и творческих поисках, о радостях и трудностях, о горестях и страданиях через которые он прошел. Вячеслав Калинин (1939 г.р.) родом из Подмосковья. За его плечами Абрамцевское художественное училище, где познал азы живописи и рисунка. Но основные тайны и премудрости профессии он приобрел самостоятельно, изучая графику Дюрера и увлекаясь живописью Врубеля и Лукаса Кранаха. Основное же направление своего развития получил в творческой мастерской Оскара Рабина, в знаменитом бараке в Лианозово, где собирались вначале шестидесятых все московские прогрессивные художники.
Именно из того барака многие молодые мастера получили путевку в творческую жизнь. В том числе и Вячеслав Калинин, ставший самобытным живописцем столичного «неофициального искусства», ни на кого не похожим «певцом старой Московской Москвы». Писал мастер в основном свое родное Замоскворечье, с его нелегким послевоенным прошлым, с вечно пьяным угаром по баракам и коммуналкам, тяжёлым трудом и мизерной зарплатой его жителей.
Для художника эти маленькие людишки, с их слабостями и недостатками, не перестали быть людьми и объектами его творчества на протяжении всей его карьеры. Вся беспробудная серость московской жизни тех времен выливалась на полотна Калинина, который всем сердцем тревожился за будущее такой родной ему старой Москвы.
Однако, в меру своего добродушного характера, в политические передряги с властями художник не вступал. Он, как и многие другие неформалы, не выставлял свои работы на пресловутую «Бульдозерную выставку» в 1976 году, которую организовал Оскар Рабин. И не потому, что боялся за себя за своих родных, а просто считал, как впрочем, и до сих пор считает, что искусство должно существовать вне политики.
А те годы действительно ситуация в стране была сложной и неоднозначной: незначительное отступление от принципов социалистического реализма приравнивалось преступлению перед советским обществом и тяжко каралось законом. Однако, невзирая на строжайшее вето, прогрессивные мастера творили свои неформальные произведения, показывая миру истинную социалистическую действительность.
И, как известно, нашумевшая на весь мир «Бульдозерная выставка» сыграла ключевую роль в развитии неформального искусства. Власть страны была вынуждена дать свое разрешение на существование неформалов, хотя по-прежнему ущемляла их интересы.
Столичные художники новой формации, воспользовавшись ситуацией, тут же создали свою группу при комитете профсоюза художников-графиков, который размещался на Малой Грузинской. Этот адрес на долгие годы станет местом паломничества москвичей и местом выставок современных мастеров. А Вячеслав Калинин все это время будет постоянным участником этих экспозиций.
Справедливости ради нужно отметить, что ажиотаж публики вокруг Малой Грузинской был настоль велик, что она часами в любую непогоду выстаивала невообразимые длинные очереди, дабы хоть глазком взглянуть на то, что экспонировалось в «выставочном подвале» неформалами.
Во времена развала Союза, в начале 1990-х, Калинин меняет место жительства, он с семьей выезжает в США и обосновывается в Лос-Анджелесе. По словам самого художника, за границу он не очень-то стремился, но в постперестроечный период русских художников начали заманивать американские галерейщики, предлагая выгодные контракты. По договору Калинин выехал за рубеж на год, а получилось, что, наверное — навсегда. «…Заграница — это как пропасть, если попал туда, выбраться нелегко. Контракты, займы, кредиты…».
Одним словом, художник теперь так и мечется между двумя континентами: по-прежнему не дают покоя мастеру его корни, глубоко вросшие в московскую землю. И теперь жизнь мастера переменчива «… как у перелётной птицы …зимует он в Америке, а по весне спешит домой». Так и делит свою жизнь на два города — между Лос-Анджелесом и Москвой.
И в заключение хотелось бы заметить, что по истечению многих лет творения Вячеслава Калинина вызывают по-прежнему немалый интерес у ценителей искусства. Третьяковка и Русский Музей считают за честь провести в своих стенах персональные выставки художника-«неформала», работы которого также украшают стены многих ведущих галерей мира и коллекции частных коллекционеров.
Автор: Людмила Журавлева.